Джедай Миха
Друзья, вы помните чудесную свадьбу Андрея и Ирины, которая состоялась прошлым летом? Судя по статистике нашей странички, она пришлась вам по душе. Так вот, с тех пор Андрея рукоположили во пресвитеры, и новоиспечённые батюшка с матушкой уехали в родной город отца Андрея - Харовск. Город этот небольшой, но располагается в самом сердце Вологодской области. И вот, на минувших выходных Лествица малым составом приехала в гости к отцу Андрею и матушке Ирине. В пятницу вечером девять человек - будто братство кольца - собрались на Ярославском вокзале города Москвы, сели в поезд и под душевные разговоры весело покатили в направлении Архангельска.
читать дальше
Вечер сменился ночью, ночь - утром. Поезд сонно затормозил на станции Харовская. Мы вышли из вагона и огляделись: солнце ещё не развеяло ночной мрак, всюду кругом лежал чистый белый снег, освещённый фонарями вокзала, железнодорожные пути уходили вдаль. Буквально сразу появился деловитый парень и коротко спросил: "Молодёжная группа Лествица?". Мы ответили утвердительно и пошли куда-то вслед за ним. Парень представился Феодосием и сказал, что он помогает отцу Андрею везти нас. Не успела половина нашей группы сесть к нему в машину, как подъехал батюшка, задержавшийся на переезде. Мы радостно обнялись и помчались на двух машинах в уютный домик, где нам предстояло прожить эти чудесные два дня.
По заснеженным дорогам, прочерченным сквозь покрытые белым покрывалом поля и леса, мы примчались в село Ильинское, что в 20 километрах от города Харовск. Когда-то крупное село теперь состоит всего из нескольких домов - да и в тех люди живут только летом. Остановились мы у большого двухэтажного бревенчатого дома, построенного напротив полуразрушенного храма. По дороге сюда батюшка рассказал нам, что это храм пророка Илии и что один добрый человек из Харовска начал его восстанавливать. Но у этого человека начались проблемы с его делом, поэтому он успел построить только дом настоятеля и баню. Здесь-то мы и разместились.
На крыльцо вышла матушка Ирина, что вызвало новую волну радости и тёплых дружеских объятий. Мы вошли в дом, сложили вещи и стали помогать накрывать на стол. К этому времени солнце уже вышло из-за кромки леса и яркими золотистыми лучами щедро заливало пространство внутри дома. Позавтракав, мы ушли досыпать те часы, что не успели доспать в поезде. После отдыха принялись возиться с мангалом. Тем временем, отец Андрей растапливал баню - вечер обещал быть прекрасным!
Во время обеда много вспоминали Лествицу: как матушка Ирина впервые пришла туда, как мы вместе ездили в поездки, вместе трудились на ярмарках, как в храме на Соколе появился отец Андрей - тогда ещё просто алтарник, как он пришёл на ту памятную встречу и сел рядом с матушкой. Вспомнили и предложение на крыше, и венчание, и свадьбу. Поддавшись волне светлых воспоминаний, матушка рассказала нам о своей учёбе в театральном училище, показала кукол, которых она делала сама для спектакля... Так, слово за слово размеренно сплеталась тёплая беседа старых друзей. И у всех нас возникло отчётливое ощущение, что то духовное родство, которое объединяло нас в Лествице, никуда не исчезло. Расстояние не стало помехой, не разорвало нить дружбы, но лишь упрочнило её. Батюшка с матушкой не отделились от Лествицы - вместе с ними Лествица расширилась, вытянулась на север, в город Харовск.
На часах было 16:00 - нужно было собираться на всенощную. Приехал Феодосий, и мы двумя машинами покатили в Харовск, в храм святого преподобного Онуфрия Катромского - очень почитаемого местночтимого святого, мощи которого пока не обретены и находятся под спудом. Храм небольшой, деревянный, с колокольней, расположен недалеко от железной дороги. Внутри всё очень просто и уютно. Народу на всенощную собралось немного. К нам сразу подошёл алтарник по имени Виктор и повёл на колокольню. Там Дима Грошев впервые попробовал себя в роли звонаря - это вы уже могли видеть в одной из наших историй. Началась служба. Батюшка Андрей в красивом золотом облачении, в камилавке служит, матушка Ирина вместе с одной из прихожанок поёт на клиросе - родные голоса, лица! Служба прошла на одном дыхании, и казалось, что мы давно уже ходим в этот храм.
Вернувшись домой, наполненные радостью от совместно молитвы, мы поужинали и весело побежали в баню. Баня, надо сказать, знатная - всё как надо. Ох и напарились мы там! В ход пошли и веники, и снежные сугробы на улице. Парку подбавляли изрядно - так, что уже и бывалые ребята выходили подышать... А завершили день соборным чтением вечерних молитв.
Спали крепко. Помимо вечерних банных процедур, этому сильно способствовал тот непривычный для городского жителя факт, что в воздухе стояла абсолютная тишина. Поначалу она казалось настолько непривычной, что вызывала недоумение и немой, неоформившийся вопрос: как так? Где-то в 7 часов утра отправились на литургию. Знакомый храм, алтарник Виктор, знакомые уже бабушки с добрыми и приветливыми лицами. Матушка читает часы, батюшка совершает проскомидию. Совместная молитва постепенно успокаивает мысли, охватывает всё естество и проносит через всю службу. Вот уже открываются Царские Врата, и слышен возглас: "Со страхом Божием и верою приступите!"
После проповеди отца Андрея мы делаем общее фото, после чего батюшка рассказывает прихожанам про Лествицу. А те очень нам рады и совсем не хотят отпускать. Кто-то даёт просфорки, кто-то заводит беседу, а кто-то трогательно говорит: "Пожалуйста, не уезжайте - так хорошо с вами!" Милые, добрые люди. Посмотришь на них, побеседуешь, и на душе становится теплее.
Мы вышли из храма, и батюшка Андрей повёл нас в трапезную, где нас ждал сюрприз - праздничный стол, который для нас накрыли подвизающиеся при храме женщины. Там же нас встретил батюшка Анатолий - настоятель храма святого преподобного Серафима Саровского - главного храма города Харовск. Вид у батюшки поистине монашеский: вытянутое худое лицо, обрамлённое седоватой бородой, добрые глаза, в речи сквозят нотки ласки и любви. Но каково же было наше удивление, когда мы узнали, что у отца Анатолия 9 детей, старший из которых - тот самый Феодосий, который нам помогал. Поистине, семейная жизнь при правильном подходе - путь к спасению!
Количество разнообразных блюд на столе поражало воображение и вкус. А суп из русской печи!.. За столом с нами сел алтарник Виктор и ещё один прихожанин - тоже Виктор. Сели и выставили на стол наливки и настойки собственного приготовления: на смородине, на ирге, на дубе, на дубе с кедром! Да ещё потом и в дорогу нас снарядили пакетом с этими чудесными напитками. Тем временем отец Анатолий рассказывал одну за одной притчи или, как он говорил, сказки. Иногда отвлекался на разговоры о хозяйстве, которое он ведёт дома. Особенно всех интересовало, как он справляется с такой оравой детей, - и тут батюшка тепло и обстоятельно всё нам рассказал.
По дороге домой, в Ильинское, мы заглянули в храм святого преподобного Серафима Саровского. Приложились к иконам, а ещё забежали в расположенный на территории храма живой уголок с поросёнком, кроликами, гусём и уткой. Приехали домой. Батюшка Андрей повёл нас в полуразрушенный храм пророка Илии. В притворе стоят иконы, аналой для совершения молебнов. В алтарную часть из-за завалов попасть возможности нет. Дома попили чай и принялись прибираться и собираться в дорогу. Когда дела закончили, батюшка с матушкой предложили прогуляться в соседнюю деревню, где располагается памятный знак, гласящий, что там находится географический центр Вологодской области.
Есть что-то в этих почти заброшенных русских деревнях. Кто-то сравнивает их с дряхлыми стариками, доживающими свой век. Да, конечно, они часто неприглядны: серые покосившиеся домишки с чёрными провалами окон, провалившиеся крыши, упавшие заборы. Но всё-таки из-под этого всего проглядывает какая-то былинная Русь, сокрытая до времени сила, которая сейчас дремлет, но воспрянет. Это тот дух, которого нам сейчас не хватает, но который обязательно проявится в будущем. Это родное, исконное, истинное. И потому смотришь на эти серые неприглядные деревушки с любовью и трепетом, с чувством благодарности и заботы.
Опустилась ночь, легла на окрестные леса тёмным покрывалом. Задул ветер, стал заметать снег, до того тихо лежавший на полях. Стало холодать. А мы прощались с этими удивительными местами и мчались на вокзал, где нам нужно было успеть сесть на поезд из Архангельска в Москву. Вот уже проехали Харовск, доехали до переезда и подкатили туда же, откуда днём ранее нас забрал Феодосий. Никому не верилось, что прошло всего два дня - напротив, было полное ощущение, что мы провели здесь, как минимум, неделю!
Подъезжал поезд. Мы тепло попрощались с нашими дорогими и такими родными батюшкой Андреем и матушкой Ириной, сделали прощальное фото, сели в поезд и покатили в Москву под тихий стук колёс, увозя с собой радостное чувство любви к нашим дорогим друзьям.
читать дальше
Вечер сменился ночью, ночь - утром. Поезд сонно затормозил на станции Харовская. Мы вышли из вагона и огляделись: солнце ещё не развеяло ночной мрак, всюду кругом лежал чистый белый снег, освещённый фонарями вокзала, железнодорожные пути уходили вдаль. Буквально сразу появился деловитый парень и коротко спросил: "Молодёжная группа Лествица?". Мы ответили утвердительно и пошли куда-то вслед за ним. Парень представился Феодосием и сказал, что он помогает отцу Андрею везти нас. Не успела половина нашей группы сесть к нему в машину, как подъехал батюшка, задержавшийся на переезде. Мы радостно обнялись и помчались на двух машинах в уютный домик, где нам предстояло прожить эти чудесные два дня.
По заснеженным дорогам, прочерченным сквозь покрытые белым покрывалом поля и леса, мы примчались в село Ильинское, что в 20 километрах от города Харовск. Когда-то крупное село теперь состоит всего из нескольких домов - да и в тех люди живут только летом. Остановились мы у большого двухэтажного бревенчатого дома, построенного напротив полуразрушенного храма. По дороге сюда батюшка рассказал нам, что это храм пророка Илии и что один добрый человек из Харовска начал его восстанавливать. Но у этого человека начались проблемы с его делом, поэтому он успел построить только дом настоятеля и баню. Здесь-то мы и разместились.
На крыльцо вышла матушка Ирина, что вызвало новую волну радости и тёплых дружеских объятий. Мы вошли в дом, сложили вещи и стали помогать накрывать на стол. К этому времени солнце уже вышло из-за кромки леса и яркими золотистыми лучами щедро заливало пространство внутри дома. Позавтракав, мы ушли досыпать те часы, что не успели доспать в поезде. После отдыха принялись возиться с мангалом. Тем временем, отец Андрей растапливал баню - вечер обещал быть прекрасным!
Во время обеда много вспоминали Лествицу: как матушка Ирина впервые пришла туда, как мы вместе ездили в поездки, вместе трудились на ярмарках, как в храме на Соколе появился отец Андрей - тогда ещё просто алтарник, как он пришёл на ту памятную встречу и сел рядом с матушкой. Вспомнили и предложение на крыше, и венчание, и свадьбу. Поддавшись волне светлых воспоминаний, матушка рассказала нам о своей учёбе в театральном училище, показала кукол, которых она делала сама для спектакля... Так, слово за слово размеренно сплеталась тёплая беседа старых друзей. И у всех нас возникло отчётливое ощущение, что то духовное родство, которое объединяло нас в Лествице, никуда не исчезло. Расстояние не стало помехой, не разорвало нить дружбы, но лишь упрочнило её. Батюшка с матушкой не отделились от Лествицы - вместе с ними Лествица расширилась, вытянулась на север, в город Харовск.
На часах было 16:00 - нужно было собираться на всенощную. Приехал Феодосий, и мы двумя машинами покатили в Харовск, в храм святого преподобного Онуфрия Катромского - очень почитаемого местночтимого святого, мощи которого пока не обретены и находятся под спудом. Храм небольшой, деревянный, с колокольней, расположен недалеко от железной дороги. Внутри всё очень просто и уютно. Народу на всенощную собралось немного. К нам сразу подошёл алтарник по имени Виктор и повёл на колокольню. Там Дима Грошев впервые попробовал себя в роли звонаря - это вы уже могли видеть в одной из наших историй. Началась служба. Батюшка Андрей в красивом золотом облачении, в камилавке служит, матушка Ирина вместе с одной из прихожанок поёт на клиросе - родные голоса, лица! Служба прошла на одном дыхании, и казалось, что мы давно уже ходим в этот храм.
Вернувшись домой, наполненные радостью от совместно молитвы, мы поужинали и весело побежали в баню. Баня, надо сказать, знатная - всё как надо. Ох и напарились мы там! В ход пошли и веники, и снежные сугробы на улице. Парку подбавляли изрядно - так, что уже и бывалые ребята выходили подышать... А завершили день соборным чтением вечерних молитв.
Спали крепко. Помимо вечерних банных процедур, этому сильно способствовал тот непривычный для городского жителя факт, что в воздухе стояла абсолютная тишина. Поначалу она казалось настолько непривычной, что вызывала недоумение и немой, неоформившийся вопрос: как так? Где-то в 7 часов утра отправились на литургию. Знакомый храм, алтарник Виктор, знакомые уже бабушки с добрыми и приветливыми лицами. Матушка читает часы, батюшка совершает проскомидию. Совместная молитва постепенно успокаивает мысли, охватывает всё естество и проносит через всю службу. Вот уже открываются Царские Врата, и слышен возглас: "Со страхом Божием и верою приступите!"
После проповеди отца Андрея мы делаем общее фото, после чего батюшка рассказывает прихожанам про Лествицу. А те очень нам рады и совсем не хотят отпускать. Кто-то даёт просфорки, кто-то заводит беседу, а кто-то трогательно говорит: "Пожалуйста, не уезжайте - так хорошо с вами!" Милые, добрые люди. Посмотришь на них, побеседуешь, и на душе становится теплее.
Мы вышли из храма, и батюшка Андрей повёл нас в трапезную, где нас ждал сюрприз - праздничный стол, который для нас накрыли подвизающиеся при храме женщины. Там же нас встретил батюшка Анатолий - настоятель храма святого преподобного Серафима Саровского - главного храма города Харовск. Вид у батюшки поистине монашеский: вытянутое худое лицо, обрамлённое седоватой бородой, добрые глаза, в речи сквозят нотки ласки и любви. Но каково же было наше удивление, когда мы узнали, что у отца Анатолия 9 детей, старший из которых - тот самый Феодосий, который нам помогал. Поистине, семейная жизнь при правильном подходе - путь к спасению!
Количество разнообразных блюд на столе поражало воображение и вкус. А суп из русской печи!.. За столом с нами сел алтарник Виктор и ещё один прихожанин - тоже Виктор. Сели и выставили на стол наливки и настойки собственного приготовления: на смородине, на ирге, на дубе, на дубе с кедром! Да ещё потом и в дорогу нас снарядили пакетом с этими чудесными напитками. Тем временем отец Анатолий рассказывал одну за одной притчи или, как он говорил, сказки. Иногда отвлекался на разговоры о хозяйстве, которое он ведёт дома. Особенно всех интересовало, как он справляется с такой оравой детей, - и тут батюшка тепло и обстоятельно всё нам рассказал.
По дороге домой, в Ильинское, мы заглянули в храм святого преподобного Серафима Саровского. Приложились к иконам, а ещё забежали в расположенный на территории храма живой уголок с поросёнком, кроликами, гусём и уткой. Приехали домой. Батюшка Андрей повёл нас в полуразрушенный храм пророка Илии. В притворе стоят иконы, аналой для совершения молебнов. В алтарную часть из-за завалов попасть возможности нет. Дома попили чай и принялись прибираться и собираться в дорогу. Когда дела закончили, батюшка с матушкой предложили прогуляться в соседнюю деревню, где располагается памятный знак, гласящий, что там находится географический центр Вологодской области.
Есть что-то в этих почти заброшенных русских деревнях. Кто-то сравнивает их с дряхлыми стариками, доживающими свой век. Да, конечно, они часто неприглядны: серые покосившиеся домишки с чёрными провалами окон, провалившиеся крыши, упавшие заборы. Но всё-таки из-под этого всего проглядывает какая-то былинная Русь, сокрытая до времени сила, которая сейчас дремлет, но воспрянет. Это тот дух, которого нам сейчас не хватает, но который обязательно проявится в будущем. Это родное, исконное, истинное. И потому смотришь на эти серые неприглядные деревушки с любовью и трепетом, с чувством благодарности и заботы.
Опустилась ночь, легла на окрестные леса тёмным покрывалом. Задул ветер, стал заметать снег, до того тихо лежавший на полях. Стало холодать. А мы прощались с этими удивительными местами и мчались на вокзал, где нам нужно было успеть сесть на поезд из Архангельска в Москву. Вот уже проехали Харовск, доехали до переезда и подкатили туда же, откуда днём ранее нас забрал Феодосий. Никому не верилось, что прошло всего два дня - напротив, было полное ощущение, что мы провели здесь, как минимум, неделю!
Подъезжал поезд. Мы тепло попрощались с нашими дорогими и такими родными батюшкой Андреем и матушкой Ириной, сделали прощальное фото, сели в поезд и покатили в Москву под тихий стук колёс, увозя с собой радостное чувство любви к нашим дорогим друзьям.